Фуд-холлы «размораживаются»

По данным международной консалтинговой компании JLL, на
данный момент фуд-холлы обустроены в четырех торговых центрах города. Они в
целом занимают около 10 000 «квадратов». Запуск новых проектов анонсирован
еще в шести комплексах; правда, часть из них уже неоднократно переносили сроки
открытия из эпидемиологических ограничений. Так, Ginza Project по-прежнему
реализует проект в ТРК «Невский центр», «Депо» – в ТРК «Варшавский экспресс».
Холдинг «Адамант» планирует обустройство гастрономических пространств в
собственных ТЦ. В результате совокупная площадь подобных «едален» может вырасти
до 30 000 кв.м. Впрочем, к новому формату общепита в Петербурге так и не успели
пока привыкнуть, активный интерес к фуд-холлам начал проявляться только в 2019
году.

По оценкам JLL, наибольшие трудности в сегменте ТЦ испытывают
традиционные форматы развлечений – особенно кинотеатры. В прошлом году
закрылись киноплощадки в ТЦ «Пик» и ТРК «Лиговъ», в наступившем эксперты
ожидают большего количества закрытий. Уходят с рынка и некоторые детские
операторы. Так, уже закрылся «Батутный Клуб 720» в ТЦ «Капитолий», сворачивается
Angry Birds в ТРК «Европолис».

Предстоящие несколько лет рынок торговых комплексов
Петербурга ожидает очередная волна реконцепций. При этом новое строительство
сведено на минимум. В 2021-м в городе открылся один качественный торговый центр
– ТРК «Спутник» на улице Бабушкина (к аренде пригодно 11 000 кв.м).

Средний уровень свободных площадей в ТЦ остается
пока на приемлемом уровне – около 4,3%. «Пик вакантности (4,6%) был пройден минувшим
летом, после чего наблюдается снижение, – отмечает Наталия Киреева,
руководитель отдела исследований JLL в Санкт-Петербурге. – Наиболее
устойчиво себя чувствуют крупные «топовые» торговые центры, в которых свободно
всего не более 2% площадей».

Активная ротация происходит только в сегменте fashion. За
второе полугодие 2021-го ритейлеры открыли на 12 000 кв.м больше магазинов одежды
и аксессуаров, чем закрыли (данные JLL). За год в торговых центрах Петербурга закрепилось
девять новых брендов, ранее не представленных в городе: серди таковых PitBull
West Coast, Marc & Andre, Dirk Bikkembergs, Jacadi и другие.